Развитие месячного ребенка

Содержание:

Прошел период новорожденности, родители малыша освоились со своими новыми ролями, научились ухаживать за ребенком, адаптировались к его режиму сна и бодрствования, ознакомились с основными принципами вскармливания. Казалось бы, дальше всё пойдет по протоптанной тропинке, но, как гласит народная мудрость, чем старше детки, тем больше бедки.

Развитие месячного ребенка оценивают обычно по двум основным показателям – это физический и нервно-психический аспекты.

К показателям физического развития относятся антропометрические данные
(это то, что можно измерить количественно):

  • длина тела;
  • вес;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Рост и вес месячного ребенка может значительно отличаться у разных малышей, так как рождаются все разными, и условия развития у всех также неодинаковы. Существуют таблицы антропометрических данных у каждого педиатра, благодаря которым оцениваются показатели роста малыша. Для девочек и мальчиков также существуют различия.

Масса 3,3-5,1 кг (в среднем 3,8-4,5 кг) 3,3-5,4 кг (в среднем 4-4,7 кг)
Длина тела 48,5-57,3 см (средние значения — от 52 до 55 см) 49,5-57,3 см (средние показатели — 53-56 см)
Окружность головы 33,8-39,5 см (чаще всего 36-38 см) 34,8-39,8 см (средние данные — 36-38 см)
Окружность груди 32,9-39 см (35,3-37,4 см) 33,3-39,4 см (35,4-38 см)

Следует отметить, что развитие месячного ребенка и изменение параметров роста индивидуально, но все же в среднем с 1 по 2 месяц жизни ребенок должен прибавить 800 г массы, вырасти на 3-4 см, окружность головы должна увеличиться в среднем на 2-2,5 см, а окружность грудной клетки — на 2 см.

Если малыш растет по всем показателям удовлетворительно, то причин для беспокойства нет. Если отмечается дефицит массы тела, то следует обратиться к педиатру с данной проблемой и решить, что необходимо ребенку. Опережение показателей также требует консультации специалиста, так как это может быть как вариантом нормы, так и признаком начинающейся патологии.

Ребенок в 1-2 месяца осваивает следующие навыки
, которые свидетельствуют о его нормальном нервно-психическом развитии:

  • ребенок отличает звуки, их интенсивность и тональность, может раздражаться от грубых голосов и неприятных звуков;
  • малыш реагирует на обращенную речь, понимает, где голос родного человека, а где чужого, узнает интонации голоса матери;
  • он фиксирует взгляд на ярких предметах, лицах, следит за их передвижением глазками;
  • у ребенка начинает формироваться и закрепляться цветное зрение, он с охотой рассматривает полосатые и клетчатые предметы, насыщенные цвета;
  • удерживает голову сначала неуверенно, но с каждым днем дольше и без маминой помощи, поворачивает ее на звуки и яркие предметы;
  • при положении лежа на животе может поднимать головку и плечевой пояс, при соприкосновении стопами с твердой опорой может пробовать совершать ползающие движения;
  • активно потягивается ручками, двигает ими в разных направлениях, сгибает и разводит ножки;
  • создает некое подобие улыбки, ближе к двум месяцам учится управлять мимикой и улыбается уже более уверенно и в соответствии с эмоциями;
  • начинает гулить при обращении к нему, при изучении окружающего мира;
  • активно развиваются тактильные рецепторы в коже, поэтому, прикасаясь к разным предметам, уже понимает, что приятное и теплое, а что вызывает дискомфорт;
  • гораздо больше бодрствует, так как время на сон сокращается до 16-18 часов, в остальное время малыш охотно познает мир;
  • тонус мышц становится не таким скованным и ограниченным, поэтому ребенок освобождается из позы эмбриона, раскрепощая себя в движениях.

При осмотре педиатр обязательно обращает внимание на безусловные рефлексы
, которые дают ему информацию о развитии нервной системы, миелинизации (покрытии специальной оболочкой, которая участвует в проведении импульсов от рецепторов к центрам головного мозга и обратно) нервных волокон и особенностях функционирования головного и спинного мозга.

Проверка этих рефлексов вовремя позволяют заподозрить наличие изменений в нервных структурах. Это несложные техники, которые любая мама может провести в домашних условиях, но грамотно расценить их может только опытный специалист.

Чаще всего педиатры всей планеты проверяют такие рефлексы:

  1. Поисковый– если ребенку к уголку рта приложить палец или пустышку, то он поворачивает головку к раздражителю и опускает уголок рта, стараясь как бы обхватить предмет губами. Этот рефлекс постепенно угасает, так как у малыша развивается зрительный анализатор, и он уже в состоянии созерцать грудь матери или бутылочку со смесью.
  2. Хоботковый рефлекс– малыш вытягивает губки вперед при легком постукивании по ним пальцем.
  3. Рефлекс Бабкина– если ребенку слегка надавить пальцем на серединку ладошки, то он откроет ротик.
  4. Защитный рефлекспроявляется тем, что при положении ребенка на животе он поворачивает голову набок.
  5. Рефлекс Робинсона– если вставить ребенку в ладошку палец, то он сжимает пальцы в кулак так сильно, что его можно поднять вверх и долю секунд он будет удерживаться в положении навесу.
  6. Рефлекс Моро— если стукнуть руками о поверхность, на которой лежит дитя, то он сначала разведет ручки, а потом скрестит их на груди, как бы обняв себя.
  7. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы— если ребенка поднять и поставить стопы на поверхность пеленального столика, то он упрется ножками в нее и сделает несколько движений вперед, что похоже на шагание.
  8. Рефлекс Бауэра— когда ребенок лежит на животике, можно подставить ему под подошвы ладошку. Он упрется в нее и совершит несколько движений вперед по типу ползания.
  9. При проведении пальцами вдоль позвоночного столба малыша, он совершит разгибание тельца, задвигает ручками и ножками и поднимет голову. Этот рефлексдовольно болезненный, поэтому может вызвать крик.
  10. Рефлекс Бабинскогоможно вызвать, если провести пальцем по стопе малыша. При проведении от пяточки к пальцам он веерообразно разведет пальчики, а при нажатии под бугорком большого пальца — согнет их.
  11. Крайне неприятный рефлекс Галанта. Он может спровоцировать непроизвольное мочеиспускание и даже отхождение кала. Оценить его можно, если провести пальцами по околопозвоночным линиям от плечиков к ягодицам – малыш согнется и вытянет в сторону ножки.

Отклонения от нормы могут свидетельствовать о повышенном или пониженном мышечном тонусе, о двигательных нарушениях, которые могут возникнуть из-за перенесенной гипоксии и асфиксии (это недостаток кислорода во внутриутробной жизни и в момент рождения крохи). В любом случае, важно проконсультироваться с педиатром и детским неврологом для того, чтобы развитию ребенка в 1-2 месяца ничего не угрожало.

Главное, что требуется от родителей — внимание к своему ребенку. Они должны позаботиться о следующих вещах:

  • развивать эмоциональное общение, прививать любовь ребенка к музыке;
  • способствовать развитию зрения у малыша (играть с ним, показывать погремушки, игрушки);
  • развивать тактильные рецепторы (делать малышу легкий массаж, гладить его, давать ему в ручки погремушки, кубики, различные на ощупь предметы);
  • способствовать удержанию головы (для этого выкладывать малыша на живот перед кормлениями, гладить ему спинку, держать столбиком).

Забота, любовь и внимание родителей, безусловно, являются самым важным фактором в формировании личности малыша. Поэтому грамотный подход к развитию ребенка в 1-2 месяца жизни является прочным фундаментом к дальнейшему благополучию и гармоничности развития крохи.

Мнение врача:

Развитие месячного ребенка является ключевым моментом в жизни малыша. На этом этапе особенно важно обеспечить ребенку комфортные условия, правильное питание и регулярные прогулки на свежем воздухе. Важно следить за развитием моторики, реакцией на звуки и свет, а также установить режим сна и бодрствования. Помимо этого, родители должны быть внимательны к состоянию здоровья малыша и обращаться за помощью к врачу при любых непонятных симптомах.

Мнение пациентов

Когда речь заходит о развитии месячного ребенка, опыт других людей может быть ценным источником информации. Многие родители делятся своими наблюдениями о том, как их малыш начинает реагировать на звуки, движения и контакт с окружающим миром. Они отмечают, что даже в таком раннем возрасте дети могут проявлять индивидуальные черты характера и предпочтения. Наблюдение за реакциями малыша на различные стимулы помогает родителям лучше понять его потребности и предпочтения, что способствует более гармоничному развитию.

Частые вопросы

Какие основные навыки развиваются у месячного ребенка?

В этом возрасте малыш начинает различать звуки, реагировать на свет и движение, а также улыбаться в ответ на внимание родителей.

Какие игры и занятия помогут развить моторику у месячного ребенка?

Для развития моторики малыша подойдут легкие гимнастические упражнения, массаж, игры с яркими игрушками и музыкальные занятия.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Поддерживайте ребенка в вертикальном положении, чтобы помочь ему развивать мышцы спины и шеи. Это можно делать, например, при помощи специальных упражнений или носика для переноски.

СОВЕТ №2

Общайтесь с малышом, показывайте ему яркие книжки, игрушки, разные звуки. Это поможет развить его внимание, слух и зрение.

СОВЕТ №3

Поддерживайте ребенка в развитии моторики, предлагая ему игрушки, которые помогут развить мелкую моторику рук, например, погремушки, пирамидки, кубики.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации