Развитие речи у детей 4-5 лет

Дети в младшем дошкольном периоде проходят тот этап своего развития, когда их речь уже приобретает грамотность и логику. Это не набор связанных по смыслу 2-4 слов, а, зачастую, сложные предложения с правильной расстановкой основных и второстепенных членов предложений, глаголов и существительных, причем в падежных склонениях. У каждого ребенка этот этап проходит индивидуально, но все же у подавляющего большинства карапузов словарный запас составляет приблизительно 3000 слов.

Поэтому дети уже более охотно вступают в словесный контакт, как с ровесниками, так и со взрослыми, потому что не боятся остаться непонятыми или высмеянными из-за дефектов своей речи или произношения.

Малыши до 4 лет очень часто не способны охарактеризовать предмет и его качества и пытаются выразить это разведением ручек, показыванием пальчиков и т.п. Часто они сердятся, если их не понимают. Дети же 4-5 лет уже способны объяснить гораздо больше, но при этом они склонны использовать свои исковерканные слова. К примеру, одеяло они могут называть «диляло», червяка — «ползук», общий — «всехний» и так далее. Стоит прислушиваться к таким «терминам» малыша и исправлять его, чтобы он знал, как надо говорить правильно
. Не стоит ругаться, проявлять нетерпимость, потому что не сразу ребенок сможет запомнить то, что ему дается сложнее прочего. Но при каждой возможности важно напоминать, что это выдуманное им смешное слово ненастоящее и обращать внимание, как надо говорить. Ближе к 5 годам дети очень любят разучивать стихотворения
. Если уделять ребенку достаточно времени в чтении и разучивании стишков, прибауток, скороговорок, то он и сам охотно присоединяется к своеобразному «рифмоплетству». Конечно, это очень примитивные и скорее всего бессмысленные двухстрочные сочетания рифмующихся слов, но все же именно это занятие способствует развитию у ребенка речевого слуха, гармоничности речи и умения соединять слова, сходные по звучанию. В младшем дошкольном возрасте ребятишки активно окрашивают свою речь эмоциями, жестами
. Обратите внимание на правильность и уместность их выражения, показывая на своем примере то, как надо делать правильно. Дети, как губки, впитывают в себя все, что происходит в окружающем мире. Поэтому крайне важно следить и за собой. Вступайте в контакт с более замкнутым ребенком, спрашивайте его, играйте с ним, лепите из пластилина, рисуйте елочки, при этом обговаривая все, что происходит. Никогда не игнорируйте ребенка в желании рассказать что-либо, потому что это его может «замкнуть» в себе, но и не поощряйте его выдумки в том, чего нет. Он должен четко отличать действительное от вымышленного. Еще одним аспектом хорошего развития речи на пятом году жизни служит развитие слуха
. Кроме того, что кроха слушает и воспринимает привычную ему речь или иные привычные звуки, самое время помочь ему разобраться в происхождении иных звуков и шумов, на которые во взрослой жизни мы совсем не обращаем внимания.

Обязательно обращайте внимание, чтобы ребенок ориентировался, когда:

  • на кухне хлопает дверь;
  • капает вода из крана;
  • шипит газовая плита;
  • стучит нож;
  • в спальне слышен шум машин за окном;
  • скрипит стул.

Если постоянно обращать внимание крохи на подобные звуки и рассказывать об их природе, тогда ребенок к 5 годам сможет не только понимать, что их вызывает, но и характеризовать их, повторять при помощи предметов или имитировать.

Особенно интенсивно в промежутке между 4 и 5 годами ребенок обучается произносить:

  • шипящие ([ч], [ш], [щ], [ж]);
  • сонорные ([р], [л]);
  • свистящие ([с], [з], [ц]) звуки.

Очень часто детки мешают все в кучу, не понимая разницы между шипящими и свистящими, а вместо звука [р] произносится [л]. В итоге рыба оказывается «лыбой», чашка — «цяской», щит — «ситом». Важно не пропустить мимо ушей становление шипящих и свистящих звуков у чада, потому что невнимание родителей может повлечь за собой трудности в речи еще на долгое время. Исправить такие мелкие проблемы с произношением проще у четырехлетнего дошкольника, чем у первоклассника. Но бывает и такое, что ребенок обучается недающимся ему изначально звукам и вставляет их где надо, и где не надо (на ложку говорит «рожка», на улыбку «урыбка» и т.п.).

Обязанность родителей исправлять малыша при каждом неправильном произношении, так как внимание только 2 часа в день, на «уроках», совсем не исправит ситуацию.

В 4 года дитя готово изучать мир более детально, познавать сходства и различия, ориентироваться в пространстве. Родители могут помочь своему взрослеющему ребенку сравнивать между собой различные предметы, к примеру, две разные ложки. Ребенок должен понимать, что они отличаются:

  • размером;
  • цветом (одна серебристая, а она разукрашенная цветами);
  • материалом, из которого изготовлены (одна из металла, а другая — из дерева);
  • свойствами (одну можно сломать, а другую только погнуть).

Если ребенок не может сам называть отличия, то ему можно и нужно помочь с этим занятием, превратив его в своеобразную игру. Также стоит обратить внимание ребенка и на общие признаки у этих ложек (к примеру, у них есть ручка и округлый край и они обе предназначены для еды).

Малыш может рассказать сам или ему стоит напомнить, что ложку он всегда держит в одной и той же руке (этим он приучается ориентироваться, где правая сторона, а где левая), берет ее на верхней полке шкафчика (развивается пространственное мышление, когда он понимает, как это сверху, снизу, сзади или спереди). Такими простыми объяснениями в виде забавных игр ребенок получает множество информации, анализирует ее и запоминает. Обязательно работайте над описательными моментами
(к примеру, спросите у ребенка о том, какая у него кукла или машинка и пусть он как можно более детально опишет все, что знает о своей игрушке). Часто дети не понимают разницы между вчера и сегодня, летом и зимой, утром и вечером
. Обязательно объясняйте своему чаду и знакомьте его с подробными характеристиками отличия. Чтобы малыш не воспринимал такое обучение как допрос и не маялся от скуки, можно взять книгу с яркими иллюстрациями и показать ему, что зимой дети катаются на лыжах, лепят снеговика, одеваются в теплые пальтишки и вязаные шапки. И при этом пусть он участвует в «дискуссии», рассказывая, что еще такого происходит зимой или в любую другую пору года.

Чтобы кроха понял, как это сегодня, а как это завтра, нужно объяснять ему, что сегодня, к примеру, мы в магазин не пойдем, а завтра сходим. А когда придет следующий день, то объяснить ему, что завтра уже наступило, оно стало «сегодня» и мы идем в магазин.

Главное — включать фантазию, не бояться непонимания ребенка и как можно больше говорить с ним. Конечно, редкий ребенок сразу все поймет, но чем больше ему будет уделяться внимания, тем быстрее будет получен результат.

Развитие речи ребенка в 4-5 лет можно коротко охарактеризовать следующими основными показателями:

  • словарный запас достаточный для того, чтобы строить предложения в 5-7 слов;
  • речь становится понятна не только для родных, но и для посторонних людей;
  • малыш ориентируется в пространстве, отличает между собой предметы, знает их качества и может все называть;
  • ориентируется в единственном и множественном числе;
  • ребенок незатруднительно способен отыскать необходимый ему предмет по описанию или описать сам, что ему нужно;
  • способен вести диалог, отвечать и задавать вопросы;
  • готов рассказать о недавно услышанной сказке, продекламировать стишок, спеть коротенькую песенку;
  • малыш может назвать свои имя, фамилию, возраст, имена близких членов семьи, клички домашних животных.

Если у ребенка есть какие-либо отклонения от нормального речевого развития, и родители сомневаются, что он не успевает за своими сверстниками, обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту.

В детских поликлиниках детально рассмотрят развитие вашего малыша, проанализируют степень отклонения и при необходимости направят на дополнительную консультацию к психологу, логопеду или неврологу.

От родителей требуется внимание, терпение, забота и помощь малышу в изучении окружающего мира. Нельзя игнорировать речевую пассивность ребенка, перекладывая обязанности друг на друга или объясняя нежелание работать усталостью или занятостью. Всегда можно объяснить крохе свои сложности, когда не удается быть с ним ежеминутно, и уделить время при первой возможности. Дети очень тонко чувствуют психологический микроклимат в семье, и многие проблемы в развитии речи можно объяснить именно некомфортными его особенностями. Любовь, доверие, понимание способны сотворить чудеса и вырастить ребенка полноценным членом общества.

Мнение врача:

Развитие речи у детей 4-5 лет играет ключевую роль в их обучении и социальной адаптации. В этом возрасте дети активно усваивают новые слова, формируют предложения и начинают понимать сложные концепции. Важно обеспечить им подходящую стимуляцию, разнообразные игры, чтение книг и общение с родителями и сверстниками. Позитивное воздействие на развитие речи оказывают также музыка, рисование и различные творческие занятия. Регулярное общение с ребенком, поощрение его речевых усилий и создание благоприятной атмосферы для общения способствуют успешному развитию речи у детей этого возраста.

Мнение пациентов

В процессе развития речи у детей 4-5 лет каждый родитель сталкивается с уникальными вызовами и успехами. Некоторые родители отмечают, что чтение книг и проведение игр, направленных на расширение словарного запаса, сыграли ключевую роль в развитии речи и языковых навыков их детей. Другие родители отмечают, что общение с детьми на различные темы, поощрение выражения своих мыслей и чувств, а также посещение специализированных занятий помогли им в этом процессе. Важно помнить, что опыт каждой семьи уникален, и то, что подходит одному ребенку, может не подойти другому.

Частые вопросы

Какие основные черты развития речи у детей 4-5 лет?

Дети 4-5 лет активно расширяют свой словарный запас, усваивают новые слова и начинают использовать их в разговоре. Они также начинают использовать более сложные грамматические конструкции и составлять более сложные предложения.

Как можно помочь ребенку развить речь в этом возрасте?

Развитие речи у детей 4-5 лет можно поддержать через чтение книг, общение с ребенком, задавание открытых вопросов, игры, песни, рассказы, а также через разнообразные занятия, направленные на развитие речи.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Поощряйте ребенка разговаривать и выражать свои мысли. Задавайте ему вопросы, обсуждайте с ним происходящие события, играйте в игры, где нужно общаться и объяснять свои действия.

СОВЕТ №2

Читайте детям книги и рассказывайте им интересные истории. Это поможет расширить словарный запас, развить воображение и понимание сюжета.

СОВЕТ №3

Поощряйте ребенка повторять за вами сложные слова и фразы, помогайте ему правильно произносить звуки и слова.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации