Психическое развитие детей от 2 до 3 лет

Наверняка родители деток от 2 до 3 лет замечают, насколько преобразился их малыш. Это маленькое чудо имеет свой характер (у большинства он очень непримиримый, но это особенность становления психики), мышление, сознание, тягу к прекрасному, проявляет эмоции, выражает свои пожелания более доступно и требует к себе максимум внимания. Также малыш умеет высказывать недовольство, агрессию, зачастую требует удовлетворения своих интересов прежде всего прочего. Все это появляется у него постепенно, но ближе к трехлетнему возрасту уже очень ярко выражено. Малыш переживает переломный период в своем развитии между несамостоятельным грудничком и готовым к сотрудничеству детсадовцем.

Психологи утверждают, что в этом периоде важно не подавлять эгоизм и желание свободы выбора и решений малыша, но и быть внимательными к тому, чтобы его непослушание и упрямство не победили здравый рассудок и хорошие качества.

Необходимо предоставлять малышу некоторую свободу действий и разрешать выполнять те задания, с которыми карапуз может справиться самостоятельно. Это рождает у крохи ощущение самодостаточности и гордости за себя, что в дальнейшем воспитает в нем личность и способствует возникновению хороших возможностей и полезных навыков. Если говорить человечку о его несамостоятельности и не давать ему ничего делать, то он вырастет абсолютно зависимым и беспомощным. Разве такой судьбы желают своему ребенку мудрые родители?

В возрасте 2-3 лет малыш очень тонко реагирует на похвалу, обиды, порицание, манипулирование. Чувствует тех людей, которые к нему относятся хорошо и тех, кто враждебно, что соответственно рождает в нем взаимные чувства. Ребенок впервые в этом возрасте стремится общаться не только с близкими членами семьи, а также с посторонними людьми, проявляя особый интерес к тем, кто ему симпатизирует. В этом же возрасте малыш длительно и охотно играет со своими одногодками, разделяя роли и обязанности, но при этом связь с матерью еще остается настолько сильной, что длительная разлука вызывает у него психологическую травму. Его новые открытия для него совершенно не имеют значения, если на них не обращают внимание.

В 2-3 года дитя способно отстоять свое мнение, если оно для него представляет ценность. Отвлечь его на увлекательные игры делается все сложнее. Активно развивается воображение и родители часто замечают, что их девочка танцует, как балерина, а мальчик бегает по дому с автоматом и прячется за шкафом.

На третьем году жизни ребенок:

  1. Отличает предметы по формам, цветам, размерам.
  2. Знает предназначение множества вещей.
  3. Начинает превращаться в почемучку, задавая родителям множество вопросов.
  4. У него еще нет разницы между живыми и неживыми предметами, ему кажется, что предметы наделены такими же качествами, как и живые люди.
  5. Иногда думает, что родители читают его мысли и может проявлять свои капризы.
  6. Ближе к трем годам начинает рисовать. Это его очень сильно увлекает и может отвлечь от всего прочего от нескольких минут до часа.
  7. В 2-3 года может самостоятельно снимать и надевать штаны, садиться на горшок, обувать тапочки.
  8. Самостоятельно кушает, пьет, у него вырабатывается чувство голода к определенным часам, когда он просит маму «ам-ам».
  9. Перед едой имитирует, как и взрослые, мытье рук.

В 2-3 года у ребенка заметно увеличивается запас слов, он начинает говорить много простых слов и коверкать более сложные, пытаясь также выговорить их. Необходимо проявить внимание к речи малыша и при возникновении трудностей в понимании просить его повторить или указать на предмет, который он хочет назвать.

Обязательно стоит хвалить малыша и работать с ним над произношением. Дети в 2-3 года начинают строить несложные предложения, состоящие из 3-5 слов, поэтому можно приступать к разучиванию несложных стишков в 2-3 строчки, поговорок, песенок.

В 2-3 года дети чрезвычайно эмоциональны. Небольшое поглаживание или ворошение волос может вызвать у него бурный смех, а маленький камешек, о который он спотыкается на тропинке, вызвать громкий раскатистый плач. При недовольстве дети часто топают ножками, ставят руки в боки, хмурят бровки, дуют щечки. Многие проявления эмоций они заимствуют у близких, например, машут пальчиком и говорят «ай-яй-яй». Игры и хорошее отношение они воспринимают всегда с улыбкой, смехом и радостью. В компании других детей малыш может гладить другого карапуза по голове, отталкивать его или даже ударить. От родителей требуется объяснять малышу, что такое хорошо, а что такое плохо.

Дневной сон ребенка резко сокращается до одного раза в сутки. Продолжительность составляет от 1 до 3 часов. Некоторые дети вовсе отказываются от сна в дневное время или процесс его засыпания превращается в целую трагедию. Не стоит мучать малыша, пусть самостоятельно выбирает время, когда он готов отдохнуть.

Ребенку в возрасте 2-3 лет нужно общение со взрослыми и детьми своего и более старшего возраста, чтобы способствовать его социальной адаптации, коммуникабельности, умению решать конфликтные ситуации, умению сотрудничать и выражать свою точку зрения.

Для этого родителям стоит:

  • чаще выбираться с малышом в зоопарки, цирки, парки, на детские площадки;
  • по возможности желательно посещать школу раннего развития ребенка;
  • давать крохе в полной мере проявлять свои эмоции, даже отрицательные. Пусть ребенок радуется, испытывает новые ощущения, огорчается и даже плачет.

Родители должны мудро подходить к воспитанию своего чада, потому что в этом возрасте зачастую у малышей возникает так называемый кризис, когда они очень нуждаются во внимании, любви и общении. Не ограничивать малыша и предоставлять ему хорошие примеры для подражания – основная задача папы и мамы.

Мнение врача:

Важно понимать, что психическое развитие детей от 2 до 3 лет играет ключевую роль в их будущем. В этом возрасте дети активно учатся общаться, развивают свои эмоции и начинают формировать свое представление о мире. Поэтому важно обеспечить им поддержку и стимулировать их познавательный интерес. Родители и близкие взрослые должны создавать безопасную и поддерживающую среду, где ребенок может свободно исследовать мир вокруг себя. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и его развитие происходит в индивидуальном темпе.

Мнение пациентов

В процессе психического развития детей от 2 до 3 лет каждый опыт уникален. Одни родители отмечают усиление эмоциональной связи с малышом, другие замечают усиление самостоятельности и интерес к окружающему миру. Многие родители отмечают, что в этом возрасте дети начинают проявлять свои индивидуальные интересы и предпочтения. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и опыт других людей может быть полезным, но не является универсальным руководством.

Частые вопросы

Какие основные черты психического развития детей от 2 до 3 лет?

Дети в этом возрасте начинают активно развивать свои коммуникативные навыки, учатся самостоятельности, формируют свое эмоциональное состояние и начинают осознавать себя как отдельную личность.

Какие игры и занятия способствуют психическому развитию детей от 2 до 3 лет?

Для развития психики детей этого возраста подходят игры, способствующие развитию речи, логическому мышлению, мелкой моторики, а также занятия, направленные на развитие воображения и творческих способностей.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Поощряйте ребенка к самостоятельности и самовыражению. Дайте ему возможность выбирать между несколькими вариантами, позвольте ему самостоятельно принимать решения в пределах безопасности.

СОВЕТ №2

Развивайте речь и общение. Погружайтесь в диалог с ребенком, задавайте вопросы, рассказывайте интересные истории, поощряйте его использовать слова для выражения своих мыслей и чувств.

СОВЕТ №3

Создавайте условия для творческого развития. Предоставляйте разнообразные материалы для рисования, лепки, игры, поощряйте экспериментировать с различными формами и текстурами.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации