Нарушение речи у детей

Не один год ребенок учится говорить на своем родном языке. В среднем этот период охватывает временной отрезок от двух до пяти лет. И специфические особенности речи у каждого ребенка индивидуальны.

Для правильно интеллектуально развивающегося малыша, у которого нет слуховых и психических отклонений, нарушение речи — достаточно распространенное явление.

Его изучением занимаются разные науки: психология, педагогика, медицина, лингвистика и др. Нельзя забывать, что нарушение речи не является однородным проявлением. У него есть разновидности.

Речетворчество – процесс сложный и трудоёмкий. В организации речевой деятельности задействованы различные системы организма. Малейший сбой в их работе приведет к нарушениям речи. Среди основных отклонений, связанных со словесным оформлением мыслительной деятельности, у детей выделяют:

  • дислалию;
  • ринолалию;
  • дизартрию;
  • алалию;
  • логоневроз;
  • задержку речевого развития;
  • дисграфию;
  • дислексию.

К нарушениям речевой деятельности следует отнести и отклонения в овладении письмом и чтением при нормальных интеллектуальных и слуховых возможностях — дисграфия и дислексия требуют дополнительного внимания к воспитанию ребенка.

Наиболее распространенным нарушением из перечисленных, которое фиксируется специалистами после четырех лет ребенка, является косноязычие, или дислалия.
Особенность его заключается в неправильном произношении звуков, когда они искажаются, смешиваются или заменяются на другие, а могут, вообще, отсутствовать.

Помочь справиться с этими речевыми недочетами могут артикуляционные упражнения, методикой проведения которых легко овладевают родители и поэтому способны помочь своему малышу самостоятельно. Конечно, это в том случае, если ребенок строит правильно предложения, не допускает грамматических ошибок, имеет соответствующий возрасту лексикон. В таком случае дислалию можно достаточно быстро устранить логопедическими упражнениями, особенно, если они проводятся в игровой форме, что, конечно же, нравится детям. Тогда «лыба» очень быстро превратится в «рыбу», только необходимо приложить немного усилий.

Одним из необходимых условий красивой речи является физиологически здоровый речевой аппарат: для правильного произношения он не должен иметь аномалий. В обратном случае может иметь место такой вид речевых нарушений, как ринолалия
, когда создается ощущение, что ребенок как будто говорит «в нос». Это нарушение тембра голоса может придавать гнусавость речи. Она становится непонятной, монотонной. Все звуки произносятся неразборчиво.

Причинами ринолалии могут быть врожденные физиологические особенности (расщепление твердого и мягкого неба) и приобретенные: травмы ротовой и носовой полости или паралич мягкого неба.

К тому же измениться тембр голоса может по причине недостаточного попадания нужного количества воздуха. Это происходит в тех случаях, когда у ребенка есть аденоиды, полипы или аномалии носовой перегородки, приводящие к нарушениям в произношении, в первую очередь, сонорных согласных.

Нарушение, которое, по мнению специалистов, возникает вследствие недоразвития или поражения речевых областей, находящихся в левом полушарии головного мозга, – алалии.
Она не является проявлением умственной отсталости. При хорошем слухе, безупречном речевом аппарате, прекрасном физическом состоянии ребенок общается с окружающими с помощью мимики и жестов при полном или частичном отсутствии речи. Такая особенность закладывается еще во внутриутробном периоде или на ранних этапах развития. Выделяют два вида алалии: моторную, когда ребенок понимает речь, на него направленную, и сенсорную — не понимает речь и, соответственно, не способен ее произнести.

Говоря о данных нарушениях у детей, следует отметить возможную задержку речевого развития, которую диагностируют в раннем возрасте. Возникает она в случае плохой речевой среды, замедленного психического или физического развития или при отставаниях в созревании нервных клеток, которые отвечают за речь. В таком случае ребенок значительно позже своих ровесников начинает говорить, хотя сразу же вполне нормально. Заикание
— явление достаточно часто встречающееся. В спокойной домашней обстановке «заики» могут говорить легко и непринужденно, но стоит им сменить обстановку, как начинаются проблемы с речью: растягивание гласных, повтор слога или слова, остановка речи.

Механизмы этого вида речевых нарушений непонятны до конца. Они могут сопровождаться дезорганизацией в координации движений речевого аппарата и дыхания. И, как правило, являются следствием волнения.

На правильность речи влияет здоровье нервной системы. Если она имеет органическое поражение, это может привести к дизартрии
, такому состоянию речи, когда страдает вся произносительная сторона. Происходит это нарушение тогда, когда наблюдаются ограничения в скорости, силе и объеме движений артикуляционного аппарата: могут возникнуть сложности за контролем действий собственного языка – он как будто становится непослушным.

Ребенок не может выполнить простых вещей: надуть щеки, нахмурить брови, так как мимические мышцы малоподвижны. Все сопровождающие речетворчество факторы имеют отклонения от нормы, проявляющиеся и в интонировании речи, и в произношении, и в дыхании, и в голосе. Но в данном случае вопрос стоит не только о проблемах речевого характера, а и о серьезных нарушениях всей двигательной системы, когда моторика ребенка требует комплексного подхода в устранении дисфункций.

Каждый вид нарушения речи требует особого подхода в решении проблемы. В одном случае необходима психостимулирующая и вазоактивная терапия, в другом — психолого-педагогическая и психотерапевтическая коррекция.

При нарушении речи у ребенка не надо думать, что все пройдет само собой. Обязательно необходимо помочь малышу справиться с данной проблемой: самостоятельно или при помощи специалистов.

Педиатр, логопед, психолог или педагог квалифицированно подскажут вам пути устранения речевых отклонений. Но кое-что вы можете сделать сами на пути к правильной речи вашего ребенка:

  1. С самого рождения малыша много с ним разговаривайте; рассказывайте, что видите вокруг. Все комментируйте. Ребенок сначала накапливает словарный запас, привыкает к вашему интонированию речи и произношению, а затем начинает пробовать говорить сам.
  2. Не заискивайте с ребенком «детским» языком, говорите внятно и понятно «по-взрослому».
  3. С раннего возраста давайте как можно больше заданий на мелкую моторику: рвать на кусочки бумагу, собирать рассыпанные бусинки, мелкие пуговички и др.
  4. Выполняйте упражнения для язычка: «цоканье», «клацанье», «трубочка», «варенье» и др.
  5. Перед сном не забывайте гладить ребенка по голове и по лицу (расслабляющий массаж мышц лица очень важен для психики ребенка в целом).
  6. Создайте для ребенка здоровый психологический микроклимат в семье.

Конечно, не всегда только логопедические упражнения могут подкорректировать речевые нарушения. Иногда необходимы хирургические вмешательства. Не затягивайте визит к врачу. Возможно, одной несложной процедуры будет достаточно, чтобы устранить причину нарушения речи у вашего ребенка.

Постарайтесь помочь малышу научиться красиво и правильно говорить до школы. Это даст возможность чувствовать себя увереннее в учебе.

Мнение врача:

Нарушение речи у детей – серьезная проблема, требующая внимательного вмешательства. Для успешной коррекции необходимо обращаться к специалистам – логопедам и педиатрам. Раннее выявление и комплексный подход к лечению позволяют добиться значительных результатов. Важно помнить, что каждый случай уникален, и требует индивидуального подхода. Родители играют ключевую роль в поддержке и стимулировании речевого развития у детей с нарушениями. Своевременное обращение за помощью – залог успешной коррекции и благополучного будущего ребенка.

Мнение пациентов

“Моя сестра столкнулась с проблемой нарушения речи у своего сына. Она рассказывает, что в начале была в шоке и не знала, как помочь. Однако, благодаря поддержке специалистов и обмену опытом с другими родителями, они нашли подход, который помог ребенку преодолеть трудности. Важно помнить, что опыт других людей может быть ценным и вдохновляющим источником информации и поддержки в подобных ситуациях.”

Частые вопросы

Какие причины могут привести к нарушению речи у детей?

Нарушение речи у детей может быть вызвано различными факторами, включая генетическую предрасположенность, проблемы с слухом, недостаток стимуляции и общения в раннем возрасте, а также неврологические или психологические проблемы.

Какие виды нарушений речи у детей существуют?

Существует несколько видов нарушений речи у детей, включая дислалию (несовершенство звукопроизношения), дизартрию (нарушение артикуляции речи из-за недостаточной координации мышц), заикание, афазию (потеря способности понимать или произносить слова) и другие.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Обратите внимание на раннюю диагностику. Если у вас есть подозрения на нарушение речи у вашего ребенка, обратитесь к специалисту для проведения аудиологического и логопедического обследования. Чем раньше начнется коррекция, тем эффективнее будут результаты.

СОВЕТ №2

Постарайтесь создать благоприятное языковое окружение. Разговаривайте с ребенком, читайте ему книги, играйте в словесные игры. Это поможет развить речь и улучшить коммуникативные навыки.

СОВЕТ №3

Используйте методики логопеда в повседневной жизни. После консультации с логопедом, выполняйте рекомендации специалиста в домашних условиях. Регулярные занятия и поддержка со стороны родителей играют важную роль в успешной коррекции нарушений речи у детей.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации