Гиперактивность у детей

Когда малыш растет здоровым, кажется, что мир вокруг приобретает яркие краски, куда-то далеко отходят неприятности взрослой жизни, сложности на работе, социальные проблемы. Главное — улыбающийся, играющий, активный карапуз. Активный! А что делать, если к этому слову добавляется префикс «гипер» — «сверх, чрезмерно»? Это уже настораживает. Требует ли гиперактивный ребенок лечения или определенного подхода?

Состояние повышенной активности и возбудимости ребенка — достаточно распространенное явление в среде младшего поколения. В основном, это проблемы детского или подросткового возраста, вызываемые на эмоциональном уровне.

У мальчиков они наблюдаются чаще, в пропорции приблизительно 4:1 по отношению к девочкам. Это объясняется более крупным весом мальчиков при рождении и относительно медленным созреванием мозга.

Сегодня достаточно распространенным явлением считаются диагностические исследования, проводимые биологами, нейрофизиологами, нейропсихологами. Ученые определяют, в основном, нарушения в работе левого полушария мозга, вызванные:

  • особенностями структурно-функциональной деятельности;
  • низким психическим тонусом;
  • повышенной истощаемостью;
  • незрелостью лобно-гиппокампальной системы мозга, ответственной за координацию внимательности.

К пубертатному периоду повышенная активность может притупиться или уйти совсем, а вот невнимательность и импульсивность наоборот — с ростом ребенка усугубляются.

Исследования ученых привели к выводу, что гиперактивные дети могут испытывать явные сложности в письме и речи:

  • почерк некаллиграфический, хаотичный, разноманерный;
  • речь несовершенна, есть сложности с произношением орфоэпически непростых слов и скороговорок.

По статистике, сегодня гиперактивное проявление фиксируется у младших школьников от 3—10%.

Причины гиперактивности не лежат на поверхности. Чтобы в них разобраться, нужно копнуть глубже. Основными можно назвать следующие:

  • сложности вынашивания беременности (угроза выкидыша, внутриутробная гипоксия, асфиксия; курение во время беременности);
  • проблемы во время родов (вспомогательные средства помощи роженице: наложение акушерских щипцов, вакуум-экстракция плода, затяжные травматические или наоборот стремительные роды);
  • различные инфекции и интоксикации, которыми сопровождались первые годы жизни малыша;
  • генетическая предрасположенность.

Все названные причины способны вызвать минимальную мозговую дисфункцию. Гиперактивный ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, у него рассеянно внимание, он чрезмерно подвижен, говорят, что у него «заноза» в одном месте, малыш импульсивен, вспыльчив – вот далеко не все симптомы, которые сопровождают данный тип детей.

Такому ребенку тяжело находиться в одном коллективе с детьми без этих проблем. Но и обычным детям сложно расти рядом с ним.

Многие ученые склонны к утверждению, что гиперактивность сопровождается такими явлениями как дефицит внимания
и импульсивность
.

В первом случае налицо:

  • невозможность на более длительное время сосредоточиться на предмете или его деталях;
  • пониженное выборочное внимание;
  • иллюзия отсутствия интереса к говорящему в тот момент, когда к ребенку обращаются;
  • переключение с одного занятия на другое, не закончив первое;
  • частые утраты важных вещей;
  • забывчивость в будничных вопросах;
  • реакция на посторонний шум, сопровождаемая рассеянностью.

Гиперактивность, осложненная импульсивностью, характеризуется:

  • интенсивными движениями конечностей или ёрзанием на стуле в момент волнения;
  • резкими подъемами со стула и быстрым бегом.

Такой тип детей не может участвовать в спокойном досуге, ребенок как будто «заведен», он выкрикивает с места, не ждет своей очереди, стремится ответить на вопрос, который еще не прозвучал до конца, вмешивается в работу других или в разговор. Проблему гиперактивности ребенка нельзя оставлять без решения
. То, что проявляется в раннем детстве, усугубляется в детском саду, а затем в школе. Учеба требует концентрации внимания, собранности, усидчивости, то есть тех качеств, которых у гиперактивного ребенка нет. В результате на уроках ему скучно, неинтересно, он быстро устает от восприятия материала, начинает отвлекаться сам и мешает другим. И поведение, и дисциплина «хромают», а в дневнике – «тройки», «двойки» и масса замечаний. Практически всегда симптомы гиперактивности проявляются в два-три года
, но к врачам родители обращаются в восемь-десять лет, когда от ребенка требуется сосредоточенность и внимательность. Состояние гиперактивности может сопровождаться и энурезом, и нарушением сна, и даже сердечными приступами.

За консультацией в любом случае необходимо идти к специалистам. В решении данного вопроса одних педиатров или психиатров будет недостаточно. Эта проблема требует комплексного подхода и участия всех взрослых, которые воспитывают кроху.

Медики могут предложить:

  • медикаментозную терапию при помощи ноотропных средств;
  • мануальную терапию;
  • массаж.

Последний смело могут проводить родители, получив необходимые навыки у специалистов. Очень эффективным будет расслабляющий массаж, способный привести в уравновешенное состояние ребенка.

Гиперактивность требует определенных усилий родителей, поскольку лечение будет неэффективным без психологической коррекции в поведении ребенка, которая должна сопровождаться правильным поведением родителей во всех сферах жизни. Без необходимых усилий взрослых результата добиться практически невозможно.

Если ваш ребенок относится к гиперактивным детям, не сидите сложа руки, начинайте действовать сразу. Для этого выработайте для себя строгую последовательность:

  1. Попытайтесь установить с ребенком контакт, чтобы он воспринимал вас и ваши замечания адекватно.
  2. Не используйте слова «нет» и «нельзя». Постарайтесь найти убедительные аргументы, которые помогут ребенку послушаться вас без этих слов.
  3. Не повышайте голос, а тем более не поднимайте рукув воспитательных целях. Агрессия порождает агрессию.
  4. Держите свои эмоции при себе. Научитесь «считать до десяти», чтобы успокоиться. Только холодный рассудок поможет вам подобрать необходимый педагогический прием.
  5. Выработайте для ребенка режим дня и для себя тоже(если его не было).
  6. Давайте посильные задачи, которые легко можно было бы выполнить. При положительном результате не забывайте хвалить: похвала гиперактивным детям – лучшее лекарство.
  7. Старайтесь, чтобы дети не находились в компании беспокойных товарищейпо играм, избегайте шумных площадок.
  8. Найдите ребенку такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию:отдайте в спортивную секцию, на танцы, в бассейн.
  9. Обязательно играйте сами со своим ребенком в подвижные игры: догонялки, квач, прятки. Во-первых, совместная деятельность сближает, во-вторых, вы приобретаете дополнительный авторитет в глазах ребенка.
  10. Сделайте его своим другом: посоветуйтесь в каком-то «взрослом» вопросе, требующем вашего решения, со своим чадом, прислушайтесь к его мнению. Ребенку будет очень приятно, что вы с ним считаетесь. Он поймет, что он очень нужен вам. А это тоже дополнительный бонус в ваших отношениях.
  11. Не отстраняйтесь от проблем своего маленького ребенка. Подрастая, он будет отдаляться от вас все дальше и дальше. Не теряйте время на решение очень важных вопросов в отношениях между «отцами и детьми».
  12. Не оставайтесь наедине со своими гиперактивными детьми, обращайтесь к специалистам: врачам, психологам, психиатрам, чтобы получить квалифицированные ответы на интересующие вас вопросы.

Мнение врача:

Гиперактивность у детей – это серьезное состояние, требующее внимания и понимания со стороны родителей и педагогов. Врачи отмечают, что гиперактивные дети часто испытывают трудности в учебе и социальном взаимодействии. Важно обратить внимание на раннюю диагностику и комплексный подход к лечению, включающий как медикаментозные методы, так и психологическую поддержку. Родители и учителя могут сыграть ключевую роль в помощи детям с гиперактивностью, создавая поддерживающую и структурированную среду, способствующую их благополучию и развитию.

Мнение пациентов

“Многие родители сталкиваются с вызовом воспитания гиперактивного ребенка. Опыт других людей показывает, что важно быть терпеливым и поддерживать постоянную коммуникацию с учителями и специалистами. Родители делятся, что организация структурированного расписания и занятий спортом помогает снять излишнюю энергию у ребенка. Важно также помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным.”

Частые вопросы

Какие признаки гиперактивности у детей можно выделить?

Признаки гиперактивности у детей могут включать чрезмерную подвижность, невнимательность, трудности сосредоточиться, неспособность сидеть спокойно, частые перебои в учебе и трудности взаимодействия с окружающими.

Каковы возможные причины гиперактивности у детей?

Возможные причины гиперактивности у детей могут включать генетические факторы, проблемы с развитием мозга, воздействие окружающей среды, неправильное питание, а также стресс и депрессия.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Обратитесь к педиатру или психологу, чтобы получить профессиональную консультацию и оценку состояния ребенка. Только специалист может поставить диагноз гиперактивности и назначить соответствующее лечение.

СОВЕТ №2

Изучите методики поведенческой терапии и обучения родителей, которые помогут вам лучше понять и управлять поведением ребенка с гиперактивностью.

СОВЕТ №3

Создайте структурированный распорядок дня для ребенка, включая время для занятий, отдыха и физической активности. Регулярный режим поможет уменьшить симптомы гиперактивности.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации